В КР развивается много игровых видов спорта, однако СМИ в основном уделяют внимание футболу. О регби, которое в 2016 впервые попало в программу Олимпиады, не рассказывают. «Мегаполис» исправляет несправедливость. Чем полезен этот вид и с какими проблемами сталкиваются отечественные регбисты, нам поведал главный тренер сборной страны Александр Золотухин.

Нашему собеседнику 33 года. Окончил Институт физкультуры (ныне – КГАФКиС) и Академию милиции. Работает в Национальной Гвардии, звание старший лейтенант. Сборную возглавляет с 2012, являясь играющим тренером.

Век регби

– Александр Сергеевич, у вас довольно необычное увлечение для наших краев!

– Согласен, в Кыргызстане о регби пока знает не так уж много людей. Но за рубежом его любят миллионы. В некоторых странах оно помогает развивать туризм. В Грузии регби – национальный вид спорта. На Кубке мира-2015, проходившем в Англии, церемония открытия была на уровне Олимпиады!

Наверное, это самый мужской вид спорта. «Коллектив», «взаимная поддержка» и «командный дух» – понятия, характеризующие его лучше всего. В КГАФКиС до поры до времени специалистов по нему не готовили, и я учился на тренера по гандболу. Когда появилась возможность, сменил специализацию. Играю с 2004 года.

В стране регби развивается с 2001 с подачи казахстанцев, посоветовавших присмотреться к одному из самых ярких командных видов. Федерация базируется в КГАФКиС. С самого начала ее возглавляет Аскар Наралиев. В команде 15 человек – два полноценных состава. Костяк составляют военнослужащие Нацгвардии. Есть и гражданские: студенты и те, кто уже отучился и играет для души. Раньше мы часто ездили на зарубежные турниры, участвовали в чемпионатах Азии.

Увы, из-за проблем с финансированием многим ребятам не удается полностью раскрыться. Хотят проявить себя на международной арене и, если не получается, уходят. Другие бросают спорт, так как должны работать и кормить семью. С 2014 года за рубеж не выезжаем…

– Почему?

– Строим новую команду, которая сможет достойно представлять КР. Прежний состав распался, когда при слиянии Внутренних Войск (где мы раньше базировались) с Нацгвардией больше половины игроков ушли в другую силовую структуру. В 2017 хотим попробовать силы на открытом чемпионате Казахстана.

Сила в дружбе

– В КР турниры проходят?

– Конечно. Ежегодно проводим чемпионаты Бишкека и КР. Нередко принимаем гостей, команды из РК. Кроме Бишкека, регби развивается в Нарыне, Чуйской и Иссык-Кульской области. Есть крепкие команды в Джалал-Абаде и Оше. Правда, в турнирах они сейчас не участвуют. Существуют на базе органов внутренних дел, а регби из спортивного календаря МВД в том же 2014 исключили.

– Мне казалось, регби служивым помогает…

– Так и есть. Этот вид очень сплачивает. Хорошая команда действует как единый организм, игроки чувствуют друг друга и знают, кто на какой позиции. Военным и милиционерам, имеющим опыт игры в регби, проще взаимодействовать.

– Почему тогда в МВД от него отказались?

– Решили, что это травмоопасный вид спорта. В то время у нас не хватало квалифицированных судей. Некоторые арбитры выпускали ситуацию из-под контроля, и на играх случались потасовки. Отчасти в травмах были виноваты и сами спортсмены, не уделявшие подготовке достаточно времени.

На сегодня вопрос с судьями решен. Есть свои специалисты, плюс имеем возможность вызывать к себе на турниры арбитров из РК.

– С тренерами проблем нет?

– Действующих специалистов хватает. Молодежь готовим по современной методике. Один из партнеров федерации – Агентство JICA. По его линии в КР прибыл Йохей Круме – экс-игрок японской лиги, одной из ведущих в мире. С начала сентября он преподает в КГАФКиС и помогает мне в тренировочном процессе. До него из Японии приезжал другой эксперт, проработавший 2,5 года.

Спорт для маленьких и взрослых

– Как проходят тренировки?

– Есть интересный вид спорта – козлодрание. Регби – почти то же самое, только без лошадей.

Занимаемся шесть раз в неделю по 1,5-2 часа. Используем подготовленное для регби футбольное поле и манеж КГАФКиС. Начинающие упражняются отдельно от опытных. Для них я устраиваю показательные занятия. Они включают небольшую разминку и функциональную нагрузку на организм, в частности тренировки рук и плеч. Даже на этой стадии многие не выдерживают нагрузок и отсеиваются. По статистике, из 50 новичков в секции остаются лишь два-три.

У тех, кто в регби давно, тренировки тяжелее. Если надо, бегаем со штангой и баллонами. Когда мышцы «набиты», отрабатываем контакт на полном ходу: один игрок бежит на полной скорости, другой должен сделать захват и сбить его.

– Быть играющим тренером – непростая задача. А в регби, наверное, вдвойне!

– Есть такое. Бывает, надо кого-то поправить, на кого-то прикрикнуть, а ты в этот момент сам выполняешь упражнение. Но я справляюсь и не жалуюсь. Ведь это мое любимое дело!

– В каком возрасте лучше начинать заниматься?

– Лет с десяти. Многие думают, что если приведут ребенка на регби, он покалечится. Нет, у юношей оно бесконтактное, и столкновений нет. Зато развивается координация движений, иммунитет и физическая мощь. Неуверенные в себе ребята становятся смелыми и целеустремленными. Через два-три года тренировок, когда организм крепнет, можно постепенно начинать играть, как взрослые.

Развивать детское регби тяжело. Чтобы юные спортсмены прогрессировали, нужно регулярно вывозить их на международные соревнования. Финансирования, повторюсь, у нас нет. Ходил к высокопоставленным людям, делился планами. Помогать не хотят. Многие даже не знают, что такое регби. Некоторые путают его с американским футболом.

– О чем мечтаете как главный тренер?

– Повезти команду на Олимпийские игры и на Кубок мира и выйти в финал! Уверен, у нас для этого есть возможности. Перспективных ребят, обладающих выносливостью, скоростью и физической силой, немало. Главное – решить финансовый вопрос.

Источник: mp.kg